Организация образовательной деятельности в МБДОУ д/с № 31

уровень образования — дошкольный
форма  обучения — очная
Обучение осуществляется на русском языке.
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам МБДОУ д/с № 31 на 2017-2018 г.:

  • за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – не имеем
  • бюджетов субъектов Российской Федерации – 144 человека
  • местных бюджетов – 144 человека
  • по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц – 68 человек.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.4 ст.7) МБДОУ д/с № 31 реализует Основную образовательную программу дошкольного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 31 составлена в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МБДОУ д/с № 31 на уровне дошкольного образования.

Срок реализации 5 лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Целью Программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка и построено в соответствии с проектом Примерной образовательной программы ДО «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.), а также с учетом парциальных программ и программ, разработанных участниками образовательного процесса:

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М.Д.Маханевой, которая направлена на приобщение детей к культурному богатству русского народа (для воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста);

Парциальная программа «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной (для детей старшего дошкольного возраста), которая направлена на формирование экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Парциальная программа «Светофор» Т.И.Даниловой для детей 3-7 лет, которая направлена на формирование элементарных навыков поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной обстановке.

Рабочая программа «В гостях у сказки» для детей 4-6 лет, которая направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности , развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Рабочая программа «Природные дары для поделок и игры» для детей 4 – 6  лет, которая направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении.

Рабочая  программа  по коррекционной работе «Мой веселый язычок» для работы с детьми на логопедическом пункте ДОУ, направлена на коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствуя совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей ОНР.

Рабочая программа «Звукознайка», определяет знания и умения, которыми должен овладевать каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.

Рабочая программа «Топай, хлопай» по ритмике для детей дошкольного возраста, выявляет творческие способности в области искусства танца.

Рабочая программа «Колокольчик», направлена на развитие певческих способностей детей.

Рабочая программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Зеленый огонек».

Рабочая программа «Взаимодействие семьи и детского дошкольного учреждения в развитии ребенка», направлена на взаимодействие педагогического коллектива с различными социальными институтами и родителями воспитанников..

Рабочая программа «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников», направлена на формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитание познавательного интереса и любви к своей малой и большой Родине.

уровень образования дошкольный

нормативный срок обучения — очная

Обучение осуществляется на русском языке.
Численность обучающихся по реализуемой основной образовательной программе МБДОУ д/с № 31 на 2016-2017 г. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов – 144 человека.

Численность обучающихся по реализуемым дополнительным образовательным программам по договорам об образовании за счет средств физических лиц в 2016-2017 г. – 83 человека.
Реализация образовательной программы осуществляется по современным комплексным и парциальным программам дошкольного образования. Отбор программ проводился на основе мониторинга состояния здоровья и уровня психического и физического развития детей, а также профессионального мастерства педагогов.

Задачи по реализуемым направлениям:

1. Физкультурное развитие:

  • Формировать представления о здоровом образе жизни.
  • Внедрять в программу работы здоровьесберегающие технологии.
  • Совершенствовать двигательные навыки.
  • Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании.
  • Воспитывать потребность в движении на основе «мышечной радости».
  • Формировать представления о своем теле.
  • Формировать умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
  • Использовать разнообразные средства повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности.

2. Социально-коммуникативное:

  • Формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.
  • Ознакомление с культурными ценностями России и других стран.
  • Формирование интереса к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой.
  • Формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.
  • Развитие речи и речевого общения.
  • Формировать культуру быта.
  • Способствовать овладению ребенком элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины.
  • Дать представления о грамматических правилах построения устной и письменной речи.
  • Обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи как общекультурным средствам общения.
  • Формировать элементарные математические представления.
  • Развивать конструктивное мышление через конструирование из строительного материала, различных видов конструкторов, конструирование из бумаги и природного материала.

3. Художественно-эстетическое развитие

  • Формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства.
  • Приобщать детей к высокохудожественной литературе.
  • Развивать художественные способности ребенка (музыкальные, литературные, изобразительные).
  • Развивать детское творчество в различных видах детской деятельности.
  • Формировать умение интегрировать различные художества.
  • Выбор форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду обусловлен возрастными психологическими, типологическими, топологическими и индивидуальными особенностями детей.

Речевое развитие

  • Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Овладение всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности; практическое овладение нормами речи;
  • Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через  формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи.

Познавательное развитие

  • Развитие у детей познавательных интересов;
  • Интеллектуальное развитие детей через сенсорное развитие;
  • Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности;
  • Формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Воспитательно-образовательный процесс включает разнообразные формы детской активности:

  • организованные – групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия с воспитанниками;
  • полуорганизованные – индивидуальная и коллективная работа над творческими проектами, организация детского досуга и развлечений, формирование групповых традиций: проведение Утра радостных встреч, работа над тематическими проектами, участие родителей в проведении открытых занятий с детьми, ведение фотолетописей жизни группы и т.д.;
  • неорганизованные – создание детям условий свободной деятельности, развития, игр.
Сводная таблица учебной нагрузки в МБДОУ д/с № 31

  Группа

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

    Ранний возраст

не должна превышать 10 мин

может осуществлять в первую и во вторую половину  (8-10минут)

            Младшая

от 3 до 4-х лет

 не более 15 минут

не превышает 30 минут

            Средняя

от 4-х до 5-ти лет

 не более 20 минут

не превышает  40 минут

          Старшая

от 5 до 6-ти лет

не более 25 минут

 не превышает 45 минут

  Подготовительная

от  6-ти до 7-ми лет

не более 30 минут.

 

не превышает  1,5 часа

Сетка совместной образовательной деятельности воспитателя и детей, культурных практик в режимных моментах

Формы образовательной деятельности в режимных моментах

 

Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

 

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Беседы и разговоры с детьми по их интересам

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

ежедневно

ежедневно

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Детская студия (театрализованные игры)

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2недели

1 раз в 2 недели

Досуг здоровья и подвижных игр

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Подвижные игры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг («Школа мышления»).

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2недели

1 раз в 2 недели

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Экскурсии, целевые прогулки

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Конструирование и ручной труд

1 раз в неделю

1 раз в неделю

——

———

Наблюдения за природой (на прогулке)

 

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей

Музыкально-театральная гостиная

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Приобщение к ИЗО искусству

1 раз в 2 недели

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Чтение литературных произведений

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Чтение художественной литературы

1 раз в неделю

———

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

 

Самообслуживание

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

Режимные моменты

Распределение времени в течение дня

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема

 

От 10 до 50 мин

От 10 до 50 мин

От 10 до 50 мин

От 10 до 50 мин

Самостоятельные игры в 1-й половине дня (до НОД)

20 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

От 60 мин до 1ч.30 мин.

От 60 мин до

1ч 30 мин.

От 60 мин до 1ч.40 мин.

От 60 мин до

1 ч. 40 мин

Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня

40 мин

30 мин

30 мин

30 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

От 40 мин

От 40 мин

От 40 мин

От 40 мин

Игры перед уходом домой

От 15 мин до 50 мин

От 15 мин до 50 мин

От 15 мин до 50 мин

От 15 мин до 50 мин

В МБДОУ д/с № 31 функционируют 2 сдвоенные группы компенсирующей направленности. Их посещают воспитанники с общим недоразвитием речи и тяжелыми нарушениями речи (далее — ОНР, ТНР). Воспитанники с общим недоразвитием речи и тяжелыми нарушениями речи представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

С учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), в МБДОУ д/с № 31 разработана Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), разработана самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, с учетом примерной адаптированной программой коррекционно – развивающей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищевой. — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015, с учетом парциальных программ и программ, разработанных участниками образовательного процесса:

  Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Программа определяет содержание и организацию коррекционной образовательной деятельности в МБДОУ д/с № 31 на уровне дошкольного образования на 2017-2018 г. Срок реализации 1 год. Обучение по Программе ведётся на русском языке.

 

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

  • коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
  • охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М.Д.Маханевой, которая направлена на приобщение детей к культурному богатству русского народа (для воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста);

Парциальная программа «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной (для детей старшего дошкольного возраста), которая направлена на формирование экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Парциальная программа «Светофор» Т.И.Даниловой для детей 3-7 лет, которая направлена на формирование элементарных навыков поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной обстановке.

Рабочая программа «В гостях у сказки» для детей 4-6 лет, которая направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности , развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Рабочая программа «Природные дары для поделок и игры» для детей 4 – 6  лет, которая направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении.

Рабочая  программа  по коррекционной работе «Мой веселый язычок» для работы с детьми на логопедическом пункте ДОУ, направлена на коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствуя совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей ОНР.

Рабочая программа «Звукознайка», определяет знания и умения, которыми должен овладевать каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению.

Рабочая программа «Топай, хлопай» по ритмике для детей дошкольного возраста, выявляет творческие способности в области искусства танца.

Рабочая программа «Колокольчик», направлена на развитие певческих способностей детей.

Рабочая программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Зеленый огонек».

Рабочая программа «Взаимодействие семьи и детского дошкольного учреждения в развитии ребенка», направлена на взаимодействие педагогического коллектива с различными социальными институтами и родителями воспитанников..

Рабочая программа «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников», направлена на формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитание познавательного интереса и любви к своей малой и большой Родине.