Первые три года жизни вы¬ступают решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно развивается пассивный запас слов, который при благоприятном языковом окружении переходит в активный.
Развитие СМИ сильно сократило общение с детьми во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или аудиозаписи не могут заменить непосредственного общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Конструктивное взаимодействие педагогов ДОО с семьей, в том числе и в вопросах речевого развития детей, — важное направление социально-педагогической деятельности детского сада.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям рекомендуется учесть следующие моменты.
- Необходимо реально оценивать состояние здоровья ребенка. Любые патологии беременности, родов, постнатального периода могут спровоцировать речевые нарушения. Зачастую задержка; речевого развития в раннем возрасте связана именно с этим.
- Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не следует бояться обращаться за консультацией к специалистам. Как правило, детальное обследование логопедом проводится в основном, когда ребенку исполнится 5 лет. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи в основном завершается к 5—6 годам. Получается, что пока речь развивается, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу.
Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Не надо
ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, необходимо помочь ему до завершения этого периода, способствовать предупреждению возможных
речевых расстройств как можно раньше.
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), поскольку развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной формы лишь составная часть.
Развитая речь, в понимании многих родителей, — это умение читать и писать (печатны-ми буквами) как максимум, и умение рассказывать стихи как минимум. При этом остальные стороны речевого развития ребенка остаются,, без должного внимания. Известно, что качественно овладеть навыком чтения и письма в дальнейшем невозможно без чистого звуко-произношения , без развитого речевого слуха, сформированного словарного запаса.
- Родителям нужно помнить, что необходимо весьма осторожно относиться к раннему изучению иностранных языков. Если у ребенка проблемы с родным языком, или речь находится в стадии формирования, не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой си¬стеме. Любой язык имеет звуки, которые характерны только для него. А обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизно-шения. Так, в английском языке, есть межзубные звуки, которые недопустимы в русском. Такое произношение у нас считается дефектным и требует серьезной работы по его преодолению.
- Речевой пример взросло¬го — важнейшее средство разви¬тия детской речи. Обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно. Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для ребенка рассказом. Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки. Стимулировать инициативную речь, давать поручения, задавать вопросы, использовать приемы «отраженной» и «сопряженной» речи.
- Развивать мелкую моторику детей раннего возраста че¬рез развитие ручной умелости (откручивание и закручивание крышечек, выкладывание круп¬ной мозаики, игры с пластилином, крупами, тактильным песком, сенсорным ковриком, шнуровками, застежками, при¬щепками и пр.).