Первые три года жизни вы¬ступают решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно развивается пассивный запас слов, который при благоприятном языковом окружении переходит в активный.

Развитие СМИ сильно сократило общение с детьми во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или аудиозаписи не могут заменить непосредственного общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Конструктивное взаимодействие педагогов ДОО с семьей, в том числе и в вопросах речевого развития детей, — важное направление социально-педагогической деятельности детского сада.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям рекомендуется учесть следующие моменты.

  1. Необходимо реально оценивать состояние здоровья ребенка. Любые патологии беременности, родов, постнатального периода могут спровоцировать речевые нарушения. Зачастую задержка; речевого развития в раннем возрасте связана именно с этим.
  2. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не следует бояться обращаться за консультацией к специалистам. Как правило, детальное обследование логопедом проводится в основном, когда ребенку исполнится 5 лет. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи в основном завершается к 5—6 годам. Получается, что пока речь развивается, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу.

Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Не надо
ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, необходимо помочь ему до завершения этого периода, способствовать предупреждению возможных
речевых расстройств как можно раньше. 

  1. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), поскольку развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной формы лишь составная часть.

Развитая речь, в понимании многих родителей, — это умение читать и писать (печатны-ми буквами) как максимум, и умение рассказывать стихи как минимум. При этом остальные стороны речевого развития ребенка остаются,, без должного внимания. Известно, что качественно овладеть навыком чтения и письма в дальнейшем невозможно без чистого звуко-произношения , без развитого речевого слуха, сформированного словарного запаса.

  1. Родителям нужно помнить, что необходимо весьма осторожно относиться к раннему изучению иностранных языков. Если у ребенка проблемы с родным языком, или речь находится в стадии формирования, не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой си¬стеме. Любой язык имеет звуки, которые характерны только для него. А обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизно-шения. Так, в английском языке, есть межзубные звуки, которые недопустимы в русском. Такое произношение у нас считается дефектным и требует серьезной работы по его преодолению.
  2. Речевой пример взросло¬го — важнейшее средство разви¬тия детской речи. Обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно. Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для ребенка рассказом. Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки. Стимулировать инициативную речь, давать поручения, задавать вопросы, использовать приемы «отраженной» и «сопряженной» речи.
  3. Развивать мелкую моторику детей раннего возраста че¬рез развитие ручной умелости (откручивание и закручивание крышечек, выкладывание круп¬ной мозаики, игры с пластилином, крупами, тактильным песком, сенсорным ковриком, шнуровками, застежками, при¬щепками и пр.).
Категория
Логопедия