Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, отличаются от других тем, что к концу года имеют достаточный запас знаний и развитое звукопроизношение, но также они могут в процессе длительного времени изменить свое звуковую культуру речи. Перед родителями в период летнего времени встает вопрос – «Как продолжать работу над звукопроизношением?». Поэтому, раскрывая этот вопрос, отмечено, что все дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми.

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель и в особенности – родители. Работу над звуковой культурой речи не стоит сводить только к формированию правильного произношения звуков.

Формирование правильного произношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Логопед, воспитатель и родители помогают детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произношением слов, умением пользоваться голосом, приучают детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи родители могут использовать некоторые логопедические приёмы и так же как и логопед могут заниматься коррекционной работой, направленной на предупреждение недостатков речи. Родители могут осуществлять развитие других сторон речи: словаря, связной грамматически правильной речи.

Недостатки речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него ослабевает любознательность, может возникнуть некоторое отставание, а в последствии неуспеваемость в школе.

Развивая у детей правильную, хорошо развитую речь, родители могут решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух ребенка, постепенно развивая его основные, компоненты: фонематический слух, слуховое воспитание, восприятие темпа и ритма речи.
  2. Формировать произносительную сторону речи: учить ребенка правильному произношению всех звуков родного языка, развивать артикуляционный аппарат, работать над речевым дыханием, вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии условиями общения, формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова.
  3. Произносить слова согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

Для воспитания звуковой культуры речи могут рекомендованы следующие задания:

  • дидактические игры («Угадай-ка», «Чей домик?»), а также- подвижные или хороводные игры с текстом («Птички», «У медведя», «Каравай») и др.;
  • дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повтори слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. д.)
  • упражнения на заучивание и повторение знакомых скороговорок.

А также  разнообразные приёмы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

  • образец правильного произношения, краткое или развёрнутое объяснение демонстрируемых качеств речи.
  • образное называние звука или звукосочетаний (з-з-з песенка комара, туп-туп-туп топает козленок, с-с-с-льется водичка и т.д.);
  • индивидуальные и хоровые повторения.
  • совместная речь ребёнка, родителей и воспитателей, а также отраженная речи (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца).
  • оценка ответа.
Категория
Работа с родителями