Вопрос создания предметно- развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.
Пункт 3.3 ФГОС ДО, поясняет требования к предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения (п. 3.3.2).На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.
«Развивающая предметно-пространственная среда»
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.
Насыщенность среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе, должна соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию программы.
Трансформируемость пространства предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Все пространство группы можно распределить на определенные зоны, которые легко трансформируются. Они должны быть оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и др.). Все предметы доступны детям. В соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности оснащение уголков должно меняться, либо дополняться необходимыми материалами.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и тд.
При создании игрового пространства необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
Вариативность среды предполагает наличие в группе пространства (для игр, конструирования, уединения и пр., а также разнообразия материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Игровые зоны могут менять свое расположение и содержание.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности их использования т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия. Соответствовать требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей. Помимо этого особое внимание педагог должен уделить созданию условий обеспечивающих комфортность группы и ее безопасность. Вся детская мебель подбирается и регулируется по возрасту детей, должна быть закреплена. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствие возрасту детей группы.
Создавая развивающую среду необходимо помнить
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности
- Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Вывод: Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности
Педагогический тренинг
Особенности развивающей предметно-пространственной среды
Вопросы:
- Почему, среда называется развивающей?
(Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка)
- От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?
(От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности)
- Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды
(Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной)
- Перечислите, основные центры развития в группах
(Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный)
- Предметно-развивающая игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:
- Для детей третьего года жизни – это достаточно большое игровое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
- Для четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
- В отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединится;
- В старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры развивающие восприятие, память, внимание и т. п.
Мы перечислили особенности развивающей предметно-пространственной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, какую большую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут.